9.1. Масштабы
распространения электронной коммерции в России
Интернет в России сейчас
переживает настоящий бум. Количество пользователей оценивается цифрой в 3 млн.
человек, количество web-сайтов - примерно в 100 000 и растет со скоростью более
30 сайтов в день. Начал складываться рынок рекламных услуг в Интернете.
Наряду со студиями web-дизайна, которых только в Москве свыше 50, выделились
наиболее мощные баннерные сети, лидеры среди поисковых систем, а также серверы
с высоким рекламным потенциалом. При этом в каждом секторе появляются конкуренты,
которые уже в ближайшем будущем, возможно, будут «дышать в затылок» лидерам.
Доходы от предоставления интернет-услуг в России превысили 160 млн. долл. В 1997 г. этот
показатель составлял 50 млн. долл. По информации «Связьинвеста», доходы от
предоставления интернет-услуг уже сейчас соизмеримы с доходами от телефонии.
Ожидается дальнейший интенсивный рост услуг документальной электросвязи,
информационных услуг на базе Интернета. Число пользователей ежегодно
увеличивается примерно в 1,5 раза, что превышает темпы развития телефонной
связи'.
От этапа количественного
роста и освоения возможностей сети Интернет Россия переходит к этапу
профессиональною использования этих возможностей и предоставления таких услуг
ЭК, как интернет-маркетинг и интернет-реклама. В кругах профессионалов и активных
пользователей Интернета России начало 21 века называют годами
интернет-маркетинга. Заметно оживление деятельности на российском
рынке web-дизайна, интернет-рекламы и интернет-маркетинга, достижение определенного
профессионального уровня работ и предоставляемых услуг. Рост количества
заключенных контрактов на десятки и сотни тысяч долларов позволяет сделать
вывод о том, что Интернет привлекает все большее внимание крупного российского
бизнеса. Средний бизнес его активно осваивает уже более пяти лет, и многие
фирмы имеют свои web-сайты. Наряду с достижениями отмечаются и
естественные в период становления недостатки. Прежде всего заметен естественный
дефицит специалистов в области ЭК. Исторически сложилось так, что
специалистами в области Интернета являются программисты и специалисты по
компьютерной технике. При этом большинство из них имеют весьма поверхностное
представление о маркетинге и торговле в Интернете. Именно здесь кроется один из
тормозов и один из резервов развития Интернета в России.
9.2. Приложения электронной
коммерции в России
Для развития Интернета
важнейшим условием является приход в него бизнеса - крупного, среднего и
мелкого. Предпосылок для этого достаточно: Интернет предоставляет каждому
сектору огромные возможности. Но представителям бизнеса эти возможности надо
показать конкретно, с прогнозами результатов вложения денег и на понятном им
языке, что часто требует от специалистов по компьютерным технологиям не
свойственных их профессии навыков и умений. К сожалению, в России пока практически
отсутствуют широко распространенные на Западе «списки рассылки» с обозрением возможностей и инструментов,
которые Интернет предоставляет для бизнеса. К числу положении, наиболее важных для правильного
понимания потенциала электронной коммерции российскими участниками рынка и
путей его эффективного использования, относятся следующие: 1) Интернет - это
относительно дешевый общемировой информаци-онный и коммуникационный канал.
Необходимо использовать в полной мере главные его преимущества для ведения бизнеса:
оперативность, целевую направленность при охвате определенных аудиторий,
относительную дешевизну рекламных и маркетинговых акции, возможность обратной
связи с клиентами. Большой круг конкретных задач можно эффективно решать с
помощью доступных средств - электронной почты, групп новостей, создания и поддержки
своей страницы в Интернете; 2) электронная торговля и одно из ее основных
предназначений - интернет-маркетинг должны включаться в общую маркетинговую
деятельность предприятия. При этом важна как реклама самой сети Интернет, так
и реклама своего интернет-ресурса во всех других маркетинговых каналах; 3)
создание web-саита - это только первый шаг в использовании
Интернета для бизнеса. Необходима его поддержка, обновление, продвижение на
рынке.
Непонимание этих моментов -
общая черта представителей большинства российских фирм, имеющих выход в
Интернет. Сеть предоставляет множество возможностей, но их надо уметь
использовать. И если силами имеющихся сотрудников это сделать в полной мере не
получается, то надо привлекать специалистов по ЭК, которые смогут познакомить
с возможностями сети Интернет для бизнеса и показать, как ими пользоваться.
Тем не менее прогнозы
развития российского Интернета достаточно оптимистичны. Известно, что в
бюджеты отдельных фирм, в том числе некоторых крупных, уже внесена статья расходов
на интернет-рекламу, в связи с чем в ближайшем будущем ожидаются вложения
порядка 4-5 млн. долл. в интернет-рекламу, а инвестиции в интернет-маркетинг
прогнозируются в размере 11 млн. долл. (для сравнения: в 1997 г. на рекламные
объявления в Интернете в США был израсходован 1 млрд. долл.). Внедрение системы
электронной торговли и смена модели управления бизнесом для российских фирм -
мероприятия дорогие. Издержки можно уменьшить, если компания, приступающая к
перестройке своей деятельности, одновременно внедряет и систему
интегрированного управления предприятием. Тем компаниям, которые заинтересованы
в развитии электронной торговли, стоит обратиться к опыту западных фирм, что
могло бы существенно упростить и удешевить внедрение новшеств.
Цель внедрения систем ЭК
состоит в усовершенствовании работы предприятия, сокращении непроизводственных
расходов, повышении удобства работы с клиентами и клиентов с предприятием.
Если говорить о системах «бизнес - клиент», то их преимущество состоит во
внедрении принципа самообслуживания: покупатель берет на себя выполнение тех
функций, которыми ранее занимались служащие компании. Системы «бизнес - бизнес»
также открывают большие возможности для экономии затрат и развития предприятия.
Во-первых, с их помощью упорядочивается процесс поддержания взаимоотношений с
поставщиками продукции. Во-вторых, снижается количество ошибок при оформлении
заказов на товары. В-третьих, возможен существенный прогресс в развитии бизнеса
за счет увеличения количества заказчиков.
Сама по себе система ЭК не
является панацеей от всех бед и не обеспечивает решения всех проблем развития
бизнеса. На примере некоторых иностранных компаний видно, что неправильный
подход к внедрению средств ЭК может привести к увеличению затрат. Так, из-за
неудачного дизайна web-сайтов, разработанных для приема заказов и
обслуживания клиентов, резко возрос объем телефонных звонков в центры по
работе с клиентами. В результате затраты на обслуживание клиентов не
сократились, а существенно выросли.
Решение о создании системы
ЭК - это такое же важное решение, как, например, выход на новые рынки. Оно
предполагает наличие четко разработанного плана, определение конкретных целей и
задач. Многие инвесторы имеют довольно реалистичные представления об уровне
развития электронной торговли в России и понимают, что инвестиции в развитие ЭК
в нашей стране должны иметь под собой серьезные экономические основания. При
этом, как свидетельствует американский опыт, необязательно быть крупным
предприятием - те компании, которые были пионерами в этом виде бизнеса, не
относились к числу гигантов американской экономики, а были достаточно
небольшими по размеру компаниями с незначительным стартовым капиталом. Тем не
менее они добились успеха в развитии своего бизнеса.
Поэтому при решении
отмеченных ранее ключевых проблем ЭК открывает большие возможности для
российских компаний. За счет использования Интернета многие из них могут при минимуме
затрат успешно расширить бизнес и динамично его развивать. Для максимальной
реализации этих возможностей потребуется значительный прогресс в области
преодоления законодательных и инфраструктурных барьеров.
9.3. Тенденции формирования
и развития сети Интернет в РФ
С 2000 г. ситуация с использованием сети Интернет в
России стала улучшаться. Русскоязычным
Интернетом заинтересовались иностранные инвесторы. Один из примеров западных
инвестиций в российскую Сеть - создание «портала», посвященного ресурсам
российского Интернета и приобретение иностранным инвестором 20 % акций русскоязычных
ресурсов за 940 млн. долл. За несколько млн. долл. была продана компания «Стек»
- владелец самой популярной русской поисковой машины «Рэмблер» (в русском
Интернете крупной считалась сделка на несколько десятков тысяч долларов).
Сегодня переговоры о собственной продаже активно ведут интернет-газета
«Полит.ру» и сетевое информагентство «РосБизнес-Консалтинг» (запросившее по разным
данным 15-30 млн. долл.), а компания «Комптек» намерена продать блокирующий
пакет акций поисковой машины «Яндекс». Счет крупным сделкам в российской Сети
открыла продажа иностранному инвестору контрольных пакетов поисковых машин
«Апорт» и «Ау». Покупателями ресурсов являются главным образом брокерские
конторы, рассчитывающие «нажиться» на их дальнейшей перепродаже (исключение
составляет «Медиа-МОСТ», для которого информация - основной вид деятельности).
В «табели о рангах» международных медиа-корпораций русскоязычный Интернет с
полутора миллионами пользователей стоит далеко позади англо-, испано-, франко-
и немецкоязычного. К тому же с коммерческой точки зрения российский Интернет
интереса почти не представляет: единственный доход информационного сайта -
поступления от рекламы, не окупающие затрат на его поддержание. Рекламировать
что-либо в российском Интернете с его аудиторией пока не выгодно.
В России, как и во всем
мире, максимальные обороты приносит не информационное наполнение Сети, а
организация доступа. Львиную долю денег на Интернете зарабатывают провайдеры -
компании, обеспечивающие физическое подключение пользователей к Сети. Уже в
2000 г. российские интернет-провайдеры заработали около 160 млн. долл., а
поставщики информационных ресурсов Интернета - не более 10 млн. долл. Но одного
доступа для развития Интернета мало. Уже сегодня в Москве есть сетевая инфраструктура,
достаточная для высокоскоростного подключения к Интернету всех желающих. Если
же будут реализованы амбициозные планы некоторых операторов, через несколько
лет в столице может появиться ряд аналогов в московском масштабе. Для
привлечения абонентов им придется покупать информационно-развлекательные
ресурсы, причем не сами интернет-ресурсы (их в Сети и без того хватает), а
эксклюзивную информацию.
Среди других сделок,
повлиявших на расклад сил на рынке, можно выделить появление крупнейшей
российской компании, работающей в области интернет-рекламы, - агентства
«Интернет Медиа Хауз Раша», осуществляющего оптовые закупки рекламных площадей
и контролирующего около 50 % всего российского рынка интернет-рекламы, и
создание компаний, работающих в области дизайна и интернет-проектов. Если
послекризисной осенью 1998 г. происходили наиболее серьезные изменения аудитории
Сети, то в дальнейшем количественный рост аудитории Интернета стабилизировался,
а наиболее серьезные изменения произошли в области финансовых показателей и
информационного наполнения российской Сети. Нельзя не отметить и новинку,
появившуюся в России - технологию, позволяющую выходить в Интернет без
компьютера, лишь при помощи мобильного телефона. В мире эта технология уже
завоевала популярность среди пользователей. Мобильные телефоны с графическими
дисплеями позволяют следить за курсами акций, совершать он-лайновые покупки,
бронировать билеты, узнавать расписания транспорта, прогноз погоды, определять
свое местоположение по карте и т.д.
Для согласования усилий и
интересов поставщиков и пользователей услуг документальной электросвязи по
инициативе Минсвязи России была образована Ассоциация документальной
электросвязи (АДЭ). Основными направлениями деятельности АДЭ стали: разработка
нормативных документов по регулированию деятельности в сфере предоставления
услуг электронного обмена данными, разработка и реализация проектов и программ
развития сетей и систем передачи данных, содействие интеграции российских
телекоммуникационных систем в европейскую и мировую инфраструктуры, проведение
конференций и выставок, а также обучение специалистов в области электронного
обмена данными. В своей деятельности АДЭ добилась практических результатов, а
именно: установлены партнерские отношения с европейской, американской и
японской ассоциациями электронных сообщений, созданы учебные центры в Москве и
Санкт-Петербурге, разработан ряд важных инструкций и материалов, в том числе
«Руководящий документ по системе передачи данных России», «Концепция развития
документальной электросвязи», проведено 13 специализированных конференций по
направлениям деятельности АДЭ. Можно констатировать, что в России постепенно
начинает складываться необходимая инфраструктура, которая в будущем позволит
компаниям использовать в своей деятельности многие современные средства коммуникаций.
В России на данный момент не
существует единого ЭОД-сообщества, однако есть ведомства, работающие с ЭОД, как
с внутриведомственным стандартом (таможня). Позитивной тенденцией для
российских пользователей Интернета является стремительный рост использования
таких относительно простых средств электронных коммуникаций, как электронная
почта и 1Р-телефония, которые существенно облегчают отдельные стадии осуществления
коммерческой сделки во внешней торговле. Большинство внешнеторговых фирм также
имеют свои корпоративные страницы в Интернете, на которых представлена
информация, касающаяся сферы их деятельности, спектра предлагаемых товаров и
услуг. Проводится активная работа по постоянному обновлению информации на
web-сайтах, а также по оптимизации их структуры, что не может не внушать
уверенность в отношении дальнейших перспектив развития электронной торговли в
России. Огромное количество семинаров по тематике электронной торговли,
несколько десятков действующих интернет-магазинов, наличие ряда конкурирующих
платежных систем также свидетельствуют о большом потенциале в этой области.
Как уже отмечалось, возможность
более полного перевода всего процесса проведения внешнеторговой сделки на
«электронные рельсы» будет зависеть от решения тех ключевых проблем, которые
сопутствуют в настоящее время развитию электронной торговли.
9.4. Примеры организации
Интернет-магазинов в РФ
9.4.1. Функционирование Интернет-магазина «оЗон»
Решение о создании электронного
магазина «оЗон» в российской части Интернета было принято компанией
«Рексофт». Этот проект позволил лучше понять российские особенности ведения
бизнеса в Интернете. Созданию «оЗо-на» предшествовала длительная
исследовательская стадия, был создан и просчитан бизнес-план проекта. При
разработке «оЗона» был учтен накопленный
к тому времени опыт организации систем он-лайновой торговли. На начальном этапе
эксплуатации магазина было отработано большое количество организационных и
юридических вопросов, связанных с электронной коммерцией в России
(бухгалтерский учет и взаимодействие с налоговыми органами, работа с почтой и
т.д.).
Магазин специализируется на
продажах книг и видеофильмов. Композиция страниц сайта хорошо продумана,
насыщена информацией: здесь и удобная навигация с обилием отлаженно работающих
гиперссылок, и лаконичный текст, и карикатуры, и даже небольшой цитатник.
Вместе с тем страница не перегружена излишними дизайнерскими разработками. Книжная
секция магазина включат в себя множество наименований - от деловой литературы
до фантастики и детективов. Предусмотрена также возможность не тратить время
он-лайн и скачать файл «Все книги оЗона». Поисковая система работает корректно,
позволяя легко переходить от одного типа информации (например, список книг по
ключевому слову) к другому (например, данные об авторах). Интерфейс поисковой
системы понятен и удобен для пользователей. В отличие от многих других подобных
сайтов имеется подробная и очень понятная система помощи (Не1р).
Любой зарегистрировавшийся
посетитель магазина может не только подписаться на списки рассылки новостей, но
и принять участие в формировании рейтинга книги или фильма» а также написать
свою рецензию на них.
Две основные проблемы всех
интернет-магазинов - оплата и доставка - решены в «оЗоне» достаточно
плюралистично. Клиент может прибегнуть к практически любому из известных способов
оплаты выбранного товара - кредитные карты, почтовые или телеграфные переводы,
безналичная оплата через банк либо наличная - курьеру. Виды доставки также
разнообразны: начиная от популярной курьерской и наложенного платежа по почте.
9.4.2. Функционирование
Интернет-магазина «Формоза»
9.4.2.1. Устройство
Интернет-магазина «Формоза»
Интернет-магазин фирмы
«Формоза»
является одной из нескольких он-лайновых торговых точек в России, которые
интегрированы с системой автоматизации предприятия и при этом позволяют
производить оплату по кредитной карточке. Большинство российских виртуальных
магазинов являются лишь каталогами: при оформлении покупки они высылают пользователю
счет, который нужно самостоятельно оплатить, придя в банк. Понятно, что при
этом теряется одно из главных достоинств ЭК - возможность купить, не выходя из
дома. Крайне важно и то, что он-лайновый магазин «Формоза» работает не через
оффшорные зоны, а через платежную систему отечественного банка. Привязка же к
системе автоматизации предприятия позволяет синхронизировать содержимое «прилавка»
магазина с текущим состоянием склада компании и осуществлять резервирование
товара.
Первым шагом на пути к
появлению он-лайнового магазина можно считать внедрение в фирме «Формоза»
системы «Монополия», предназначенной для комплексной автоматизации торгово-промышленного
предприятия и созданной в дочерней компании «Формоза-Софт». Разработчики фирмы
«Формоза-Софт», желая продемонстрировать возможности «Монополии» и своевладение
некоторыми передовыми технологиями, написали на
С++ модули сопряжения этой системы с Интернетом. Созданный программный
комплекс привлек внимание специалистов из «Мост-Банка», они предложили организовать
подключение его к платежной системе. За время функционирования магазина доход
от его деятельности в несколько раз превысил немалые расходы на разработку и
поддержку. Примерно треть клиентов пользуется кредитными карточками, а половина
является корпоративными покупателями, оплачивающими покупки по безналичному
расчету, остальные резервируют товар с тем, чтобы подъехать за покупкой в
удобное время.
Список товаров, находящихся
на складе. Т.к. он-лайновый «прилавок» привязан к системе автоматизации
промышленно-торгового предприятия, то этот список содержит те же изделия, что
имеются в продаже и в обычных (невиртуальных) магазинах «Формозы». Содержимое
склада представляется в виде иерархической древовидной структуры, базовыми
элементами которой являются группы товаров. Покупатель может посмотреть картинку
с изображением товара и его характеристики, а также добавить его в свою корзинку.
Корпоративный покупатель сообщает название предприятия, номер расчетного счета,
имя и телефон контактного лица. На этом этапе покупателю присваивается
идентификационный код. Когда он зайдет в магазин в следующий раз, то ему будет
достаточно указать свой код. Вместе с информацией о себе или со своим кодом
клиент сообщает номер кредитной карты, после чего происходит авторизация
кредитной карточки в процессинговом центре «Мультикарта».
9.4.2.2. Организация
платежей в Интернет-магазине «Формоза»
Одним из наиболее интересных
свойств магазина является его интеграция с платежной системой, позволяющая
осуществлять покупки по кредитным карточкам. Наиболее часто обсуждаемой темой
относительно покупок через Интернет является проблема распределения рисков.
Ясно, что, совершая покупку по карте, рискуют все - пользователь, сообщающий
номер карты, магазин, ее принимающий, и банк, переводящий деньги. Однако некоторые
считают, что человек, применяющий кредитную карточку для покупок в его
интернет-магазине, рискует ничуть не больше, чем тот, кто использует ее в
обычном магазине. Ключевым моментом при организации такой формы оплаты,
сводящим к минимуму риски сторон, является физический контакт работника магазина
и покупателя в момент передачи товара.
Как же распределяется риск?
С точки зрения клиента, риск при совершении покупки через интернет-магазин не
выше, чем при любой другой операции с карточкой, например при оплате услуг
ресторана или гостиницы. В двух последних случаях перехватить номер
карточки и использовать его в нечестных
целях гораздо проще, чем в интернет-магазине. А так как вне Интернета карточки
применяются гораздо чаще, то и опасность потерять деньги за ее пределами
значительно выше. Схемы же защиты пользователя кредитных карточек уже давно
выработаны и с успехом применимы и к интернет-транзакциям. Например, в обязанности
работника магазина (в том числе курьера) входит проверка паспорта покупателя
на соответствие с информацией, содержащейся на кредитной карточке. В случае
отсутствия паспорта операция может аннулироваться. Поэтому купить что-либо по
чужой кредитке в интернет-магазине «Формоза» затруднительно (сговор - особый случай).
Отношения с организациями, осуществившими неправомочные транзакции, банк затем
выясняет сам. Таким образом, риск того, что кто-то сможет купить товар,
используя украденную кредитную карточку (или ее номер), минимален и относится
скорее к проблемам карточной технологии, чем к проблемам Интернета. Банк и
платежная система также подвергаются минимальному риску, поскольку деньги,
возвращаемые при необходимости клиенту, взимаются с торговой точки, принявшей
карту.
Магазин несет наибольший
риск в этой операции, так как он может оказаться без товара и денег. Для
сведения своего риска к минимуму магазин не сразу снимает необходимую сумму со
счета клиента, а только ее резервирует. В дальнейшем покупатель и продавец
обязательно встречаются при передаче товара. В этот момент и создается так
называемый слип (документальное подтверждение покупки), на котором и расписывается
владелец карточки. Полученный слип является для магазина и процессинго-вого центра
подтверждением совершенной сделки. В момент снятия слипа кассир (или курьер)
сверяет подпись владельца карточки с образцом и в спорных ситуациях может
попросить у вас паспорт. В целом при работе через Интернет риск для торговой
организации сопоставим с риском при обычном использовании кредитных карточек.
Сейчас виртуальный магазин «Формоза» работает с процессинговым центром
«Мультикарта», который и решает все задачи, связанные с авторизацией кредитных
карточек. Магазин пользуется шлюзом из Интернета в сеть, предоставляемым
провайдером.
В будущем «Формоза-Софт»
собирается развивать как сам магазин, так и лежащую в его основе систему
«Монополия». Например, в одной из следующих версий у «Монополии» появится пользовательский
интерфейс, ориентированный на работу на «тонком» клиенте. В этом случае разница
между рабочим местом пользователя системы «Монополия» и посетителем, заходящим
в магазин из Интернета, нивелируется: оба они получат интерфейс, основанный на
Огасl. Весь комплекс задач намечается решить, не прибегая к другим средствам
разработки, кроме office/2000. Фирма готова предоставлять услуги по организации
виртуальных магазинов заинтересованным участникам рынка. Среди возможных планов
- создание своего торгового ряда. Итак, он-лайновый магазин «Формоза» прошел
проверку временем, с лихвой окупив вложенные в него средства. Сейчас все
больше фирм также создают на web-сайтах свои торговые
точки. Многие из них пока не приносят прибыли и являются скорее
экспериментальными, нежели коммерческими проектами. Однако по мере расширения
Сети эта отрасль будет развиваться и у нас, а опыт, накопленный компанией «Формоза-Софт»,
может пригодиться каждой фирме, начинающей свой бизнес в Интернете.
|