7.1. Классификация торгово-закупочных систем
Системы
электронной коммерции в корпоративном секторе традиционно делятся на:
*
торгово-закупочные системы;
*
корпоративные представительства в Интернете;
*
виртуальные предприятия;
*
Интернет-инкубаторы;
*
мобильная коммерция.
Наибольшее
распространение в корпоративном секторе получило поддержание торгово-закупочных
операций. В итоге вся деятельность компании заключается в закупке исходных
материалов, их переработке в товары или услуги, поставке готовых решений
потребителям. Основной объем операций на электронных рынках приходится именно
на торгово-закупочные системы. В США в 2003 году оборот этого рынка составил 1,5
трлн. долл.
Системы
электронной коммерции в этом секторе предназначены для поддержания
бизнес-отношений между поставщиками и потребителями и призваны решать задачи
сбыта и материально-технического снабжения.
К
торгово-закупочным системам относятся:
-
системы управления закупками (e-procurement);
-
системы полного цикла сопровождения поставщиков (SCM-систе-мы);
-
системы управления продажами (e-distribution);
-
системы полного цикла сопровождения потребителей (CRM-систе-мы);
-
отраслевые (вертикальные) электронные торговые площадки (eMarketplace);
- многоотраслевые
(горизонтальные) электронные торговые площадки (e-market).
7.2. Основные этапы процесса
электронной торговли в торгово-закупочном секторе
Регистрация.
На этом этапе заключается договор между участником торговой
системы и ее провайдером, касательно соблюдения установленных в системе правил
торговли и проведения процедур платного обслуживания. Покупатели и продавцы
регистрируются, указывая свои реквизиты, после чего получают уникальный идентификатор
и пароль.
Размещение и поиск информации.
Центральное звено этого этапа – каталог продукции,
представляющий собой структурированный классификатор продукции в форме дерева,
ветвями которого являются товарные группы, а листьями – конкретные товары со
всеми характеристиками.
Каталог реализован на основе многотабличной БД с пользовательским интерфейсом
построения выборок (компания строит свои списки товаров, отобранные по заданным
характеристикам) и каталог обычно содержит стандартные поля для описания
предложения: название товара, базовая цена, характеристики товара, способы
платежей и пр. Наиболее эффективный способ получения информации – подписка
на информацию с доставкой по электронной почте. Пользователь задает требуемые
характеристики товара и при каждом существенном изменении каталога (появлении
или исчезновении товара, соответствующего заданным характеристикам) ему
предоставляется необходимая информация.
Покупка- продажа продукции.
Возможны три принципиально разных
варианта: определение приемлемого предложения по каталогу, когда
собственно в результате поиска по каталогу покупатель находит заинтересовавший
его товар, связывается с продавцом и переходит к процессу заключения сделки; объявление
продавцом торгов на продажу, а покупатели участвуют в объявленных торгах, в
результате выигрывающая торги сторона связывается с продавцом и переходит к
процессу заключения сделки; объявление покупателем собственных торгов на
закупку, здесь покупатель средствами торговой системы уведомляет
неограниченный (открытые торги) или ограниченный (закрытые торги) круг
потенциальных продавцов (поставщиков) о намерении приобрести партию продукции
на определенных условиях (срок проведения, желаемая цена, партия и пр.).
Определение сторон сделки.
После проведения торгов или иных
процедур согласования условий сделки стороны через систему электронных торгов
получают координаты друг друга.
Заключение сделки.
Осуществляется электронным способом с использованием
механизма электронной подписи, гарантирующим исполнение договорных обязательств
сторонами. При заключении сделок снизить риск их невыполнения можно с помощью
страхования сделок или анализа публикуемых рейтингов и отзывов.
7.3. Характеристики торгово-закупочных Интернет-систем
7.3.1. Система управления закупками в электронной коммерции
7.3.1.1. Функции и элементы системы управления закупками
Такие системы позволяют работать как с внешними каталогами
и электронными торговыми площадками, так и с внутренними базами каталогов
предприятия. Если речь идее о крупном, территориально распределенном
предприятии – корпоративные системы закупки являются самым эффективным
средством централизованных закупок. Интеграция позволяет предприятию
оптимизировать закупочную стратегию, осуществлять взаимодействие с поставщиками
непосредственно со своего Интернет-сайта (т.е. все контакты и коммерческие
предложения по поводу закупок проходят в электронной форме), предоставить
возможности глобальных контактов: публикаций потребностей в
материально-технических ресурсах, поиска поставщиков, организации тендеров, а
также предоставляет множество сопутствующих сервисов (например, направление
уведомления о планах пополнений производственных запасов). В автоматизированном
режиме выполняются функции:
o
Менеджерами отдела снабжения генерируются заявки на закупку материалов,
сырья, комплектующих для производства; запчастей и услуг для оборудования;
офисных принадлежностей и т.д.;
o
Фиксируются поступающие заявки, которые по мере необходимости одобряются,
корректируются или отвергаются субъектом снабжения;
o
Руководителем снабжения санкционируются платежи выбранным по результатам
тендера или
выбранным по иным процедурам поставщикам;
o
В Интернете публикуется информация о потребностях компании, планируемых
тендерах и эта информация рассылается всем зарегистрированным поставщикам, т.е.
менеджер, отвечающий за организацию процесса закупок, применяет своего рода
систему глобального оповещения;
o
Анализируется информация от поставщиков, менеджер, отвечающий за
организацию процесса закупок, на основе результатов аналитики выбирает
приемлемые варианты по заранее установленным критериям (цена, условия поставок,
репутация поставщика и проч.);
o
Проводятся торги на закупку, эту процедуру в общем виде мы рассматривали
чуть раньше. Организация таких торгов – функция менеджера по закупкам.
Основные элементы
системы управления закупками: база данных зарегистрированных поставщиков;
единый каталог продукции поставщиков; система электронного документооборота;
система тендерных торгов; система совместных закупок; платежная
система; система кредитования и страхования сделок; система управления
логистикой; модуль интеграции с различными учетными системами поставщика и
покупателя; система
безопасности данных.
7.3.1.2. Положительные эффекты при
использовании электронных систем управления закупками
Положительные
эффекты при использовании электронных систем управления закупками включают в
себя:
o Снижение расходов на организацию закупок на
предприятии. По оценкам аналитиков американской компании AMR Research, стоимость обработки и выполнения заказов
составляет 70-90% всей стоимости закупки. При этом использование электронных
систем управления закупками позволяет снизить расходы на закупку на 5-50%. Например, Ford
Motor
Company при
проведении закупок через электронную систему снабжения сократила расходы на
обработку одного заказа с 300 до 15 долл., что позволило в 2001 году
сэкономить на закупке материалов около 350 млн. долл.
Такая экономия происходит из-за укорачивания
длительности цикла закупок, уменьшения затрат на документооборот, а главное – из-за
снижения стоимости закупаемых товаров/услуг за счет автоматизации тендерных торгов.
o Существенное повышение уровня контроля над
закупками. Процесс снабжения предприятия всегда достаточно трудно регламентировать
и контролировать. Здесь существует очень много "лазеек” дающих возможность для
злоупотреблений сотрудникам, занятым в организации и регулировании процесса
снабжения. При автоматизации процесса – управление закупками становится
прозрачным, возможность злоупотреблений резко снижается. Скажем, с помощью
электронных систем управления закупками руководитель предприятия может
достаточно легко отследить нечистоплотных работников, которые в ущерб предприятию
продолжают закупать продукцию по высоким ценам у сложившихся партнеров.
o Существенное увеличение выбора закупаемых товаров.
o Значительное повышение производительности труда
менеджеров-снабженцев. Как правило, менеджер работающий по традиционной схеме,
способен осуществить не более 20 содержательных телефонных звонков в день. С
помощью электронной системы он получает возможность размещать или рассылать
предложения о закупке тысячам поставщиков одновременно, изучать поступившие от
них встречные предложения и выбирать оптимальные для предприятия условия
поставки.
7.3.2. Система управления
закупками
7.3.2.1. Управление SСM-системой
Развитием систем управления закупками является
система полного цикла сопровождения поставщиков SCM.
SCM (supply chain management/управление цепочками снабжения) – концепция планирования и управления процессами
снабжения, которая обеспечивает координацию и контроль деятельности всех
участников цепочки снабжения.
SCM-система – интегрированная
электронная информационная система реализующая концепцию SCM.
Цель
внедрения систем класса SCM – повышение прибыльности компании
путем улучшения ее конкурентоспособности, значительного снижения затрат на
закупки и логистику.
В общем виде управление
цепочками снабжения осуществляется так:
7.3.2.2. Основные задачи решаемые SCM-системами
1.
Закупки
и снабжение производства. Как видно из
приведенной схемы основная задача, решаемая SCM-системой – организация взаимодействия с
поставщиками: их поиск, оформление заказов, взаиморасчеты, координация работы с
разными поставщиками и т.д. С этой точки зрения SCM-системы совершенно необходимы предприятиям, выпускающим
сложную продукцию, имеющим множество поставщиков и Интернет-магазинам, не
имеющим собственных складских помещений и вынужденных работать с другими
торговыми организациями, реализуя их товар. Здесь же стоит упомянуть следующие
моменты.
Во-первых, в SCM-системах очень часто функции менеджера по закупкам
берет на себя программа (робот-снабженец, виртуальный агент). Программа строит
прогнозные сценарии для адекватного планирования производства; обрабатывает и анализирует
переменные внешней среды для необходимых закупок. Робот-снабженец выполняет
поиск контрагентов, составляет, заключает и принимает к исполнению договора.
Естественно, что такая автоматизация здорово облегчает жизнь людям менеджерам
по закупкам и существенно повышает производительность их труда. Компании, использующие
системы управления цепочками поставок могут сокращать циклы выполнения заказов
на 30-50%.
Во-вторых, названные задачи взаимодействия с
поставщиками (поиск, оформление заказов взаиморасчеты) часто осуществляются при
помощи специальных электронных торговых площадок (о них - ниже). Чаще всего, на
стороне покупателя устанавливается специальное ПО, позволяющее подключаться к
площадке и формировать заказы.
2. Управление складами. SCM-система позволяет
отслеживать размещение товара на каждом складе и предоставлять данные об этом.
Фактически с ее помощью можно контролировать
все складские процессы: подготовка склада; прием товара на хранение;
отпуск товара со склада; оптимальное планирование размещения товаров по
складам. По разным оценкам компании, использующие системы управления цепочками
поставок сокращают складские запасы на 25-60%.
3.
Управление
транспортными операциями и их оптимизация.
Эта стандартная подсистема SCM позволяет
рассчитывать стоимость перевозки грузов разными транспортными средствами,
таможенные затраты, стоимость погрузочно-разгрузочных работ для оптимизации
транспортных маршрутов. По разным оценкам компания может сократить свои
транспортные расходы на 20%. Одна из задач подсистемы управления транспортными
операциями – оперативно информировать менеджера о нахождении товара и сроках
его доставки. Схема при которой клиент точно знает местонахождение и статус
груза, делает отношения поставщика и получателя прозрачными и повышает лояльность
заказчиков.
7.3.3. Система управления продажами (e-distribution)
7.3.3.1. Структура e-distribution системы
Система позволяет предприятию оптимизировать работу
с дилерской сетью
и конечными потребителями продукции предприятия.
Рассмотрим процесс общения производителя со своими
дилерами или дилера со своими агентами по продажам при помощи системы e-distribution.
Если дилер или агент собирает заказы на необходимую продукцию в режиме off-line, то затем он входит в Сеть, на сайт своего
поставщика и выбирает необходимые товарные позиции. Одновременно в
автоматическом режиме оформляются все необходимые сопроводительные документы.
Структура
дистрибьюторской системы в сетевой экономике
При работе дилеров или
агентов в on-line режиме согласование данных
о складских остатках, времени поставки и т.д. осуществляется автоматически в
момент предъявления спроса конечным покупателем. Время на выполнения заказа в
таком случае, сокращается еще больше.
7.3.3.2. Основные элементы системы управления продажами
Система управление продажами, должна функционировать
совместно с системой управления закупками, системой управления производством.
Основные
элементы системы e-distribution включают в себя: система управления электронным
каталогом с прайс-листами, персонализированными для каждой группы потребителей;
база данных зарегистрированных клиентов; система документооборота; система
управления логистикой; платежная система; система кредитования и страхования
сделок; модуль интеграции с бек-офисом: учетными системами, системами
управления производством, системами управления закупками; система
безопасности данных.
Положительные эффекты при использовании электронных систем управления
продажами:
o Снижение расходов на организацию продаж на
предприятии. Согласно информации из разных источников после внедрения систем
электронных продаж операционные затраты снижаются на 15-20%.
o Повышение качества обслуживания покупателей.
Автоматическая выписка сопровождающих документов уменьшает число ошибок и время
выполнения заказов покупателя. Телекоммуникационные каналы позволяют продавцу и
потребителю оперативно обмениваться информацией и согласовывать условия сделок.
Кроме того, налаженная сеть прямых продаж, поддерживаемая электронной системой
управления продажами, помогает компании при проведении различных маркетинговых
мероприятий по привлечению клиентов.
o Снижение цены продукции. Отказ от услуг посредников
(дезинтермедиация) снижает цену продукции и делает ее привлекательной для потребителя.
o Значительное повышение производительности труда
менеджеров-продав-цов. Речь идет все о том же автоматическом формировании
сопроводительных документов, о массовой рассылке предложений постоянным покупателям
(дистрибьюторам) и прочих автоматизированных процессах для поддержания рутинных
операций.