6.1. Общее
представление о сетевой экономике и смежных понятиях
6.1.1. Терминология
Современный бизнес
характеризуется постоянным ростом возможностей компаний, не прекращающимся
расширением глобальной конкуренции, повышением уровня требований заказчиков,
изменениями в производстве и технологиях. Реагируя на эти изменения,
предприятия во всем мире меняют способы организации и управления своим
бизнесом. Одной из ярких особенностей современного бизнеса является
возникновение сетевой экономики.
Сетевая экономика – экономика, основная деятельность которой осу-ществляется
с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая
экономика представляет собой электронную коммуникативную среду, в которой
юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу
совместной хозяйственной деятельности.
Сетевая
экономика включает в себя следующие составляющие:
o
Большое число
компьютеров (с сопутствующими средствами оргтехники), объединенных в
корпоративные сети; программные приложения и человеческие ресурсы, участвующие
в создании открытой и доступной сетевой среды.
Естественно, что основной сетевой
средой, которую использует сетевая экономика в процессе своей деятельности,
является глобальная сеть – Интернет. При рассмотрении вопросов посвященных
сетевой экономике в соответствующей литературе встречается термин:
"Интернет-экономика”. Более того, многие авторы рассматривают новую экономику,
в качестве Интернет-экономики, поскольку наиболее яркие изменения, присущие
новой экономической среде и наибольший экономический рост заметен именно в
области работы с глобальной сетью, в области применения Интернет-технологий. На самом деле "Интернет-экономика” это та же
сетевая экономика, но ограниченная использованием только сети Интернет. В Интернет-экономику
не входят банковское обслуживание через системы "Клиент-банк”, системы
управления ресурсами предприятия (типа MRP, ERP) …
На основе стандартов
глобальной сети формируются такие корпоративные сети, как Интранет и Экстранет,
которые входят в сетевую экономику.
Далее существуют VAN-сети (Value
added network)
– частные защищенные сети, предназначенные для реализации EDI, расширяющие функциональные возможности обычных сетей
путем добавления дополнительных услуг.
Закрытая
внутрикорпоративная сеть, использующая стандарты, технологии и программное
обеспечение Интернета. Интранет изолирован от внешних пользователей и
функционирует, как локальная сеть, не имеющая доступа извне.
|
|
Корпоративная сеть Интранет, которая используется
для обмена информацией с внешним миром: заказчиками, дилерами и т.д.
|
|
SHAPE \* MERGEFORMAT
o
Взаимосвязанные
электронные рынки с различными механизмами обмена, возможные благодаря наличию электронных сетей и
специализированных приложений, в рамках которых происходят контакты различных
субъектов сетевой экономики.
o
Покупателей,
производителей, поставщиков, продавцов, действующих посредством электронных
коммуникаций, а также электронных посредников, обеспечивающих процесс движения
товаров и услуг к потребителю. По
сути дела этот перечень и описывает всех субъектов сетевой экономики.
o
Системы
электронных платежей, делающие
возможным функционирование системы финансовых взаиморасчетов при совершении
электронных сделок.
o
Электронные
технологии, создающие базу для реализации процедур сетевой экономики. Здесь имеется в виду и технологический инструментарий
сетевой экономики. Например, механизм электронно-цифровой подписи. И
технико-экономические инструменты, которые могут стать основой эффективных
сетевых коммуникаций. К последним принято относить автоматизированные системы
управления ресурсами предприятия, внедрение которых служит базой, позволяющей
оптимизировать экономические процессы предприятия и сделать возможным
максимально полное использование преимуществ ведения электронного бизнеса.
o
Законодательную
политику. Вопросы
правового обеспечения электронной коммерции это вообще отдельная история,
которой обязательно будет уделено особое внимание.
6.1.2. Изменения в экономических отношениях, вызванные
появлением сетевой экономики
Возникновение новой,
сетевой среды активно использующейся в экономических отношениях, безусловно,
оказало огромное влияние на традиционную экономику.
Новые требования к
персоналу. В рамках СЭ появляется потребность в новых профессиях и
квалификациях. Во-первых, речь, конечно же, идет о специалистах в области
сетевых технологий и о специалистах в области информационных технологий
и специалистах в смежных областях.
Во-вторых, растет потребность в специалистах, владеющих экономическими
знаниями, в сочетании с техническими навыками и знаниями в области программных
средств.
Если мы берем не управленца, а специалиста IT-сектора – специалист узкой квалификации.
И такое положение естественно, если учесть темпы развития информационных
технологий, темпы появления новых технических устройств и т.д. Ускоренная смена
техники и технологий в рамках IT-сектора, в
рамках СЭ привели к тому, что особые требования предъявляются к мобильности
работников этих отраслей. Под мобильностью понимаются не требования к
перемещению в пространстве,
а необходимость постоянного повышения образовательного уровня, способность
работников к постоянному повышению своего квалификационного уровня, своей компетентности.
В противном случае может произойти деквалификация работника.
СЭ в отличие от
традиционной экономики национальной по характеру – глобальна. В рамках
компьютерных сетей исчезают межгосударственные границы, экономические барьеры.
В условиях СЭ конкурентным преимуществом является способность быстро внедрять
технологические нововведения. В традиционной экономике первостепенную важность
имели материальные факторы: трудовые, финансовые, природные ресурсы. Хотя они и
сохранили значение в СЭ, решающими факторами стали объем и скорость внедрения
информационных и технологических нововведений.
Эффективность СЭ
определяется степенью развития информационной инфраструктуры. Здесь под
информационной инфраструктурой понимается не только техническая и
технологическая база, позволяющая использовать электронные средства доступа к
информации и обмена информацией, а также определенные экономические,
политические, социальные условия, позволяющие реализовывать электронные взаимодействия.
Показатель развития информационной инфраструктуры определяется:
техническими условиями –
степенью развития средств телекоммуникаций. Считается, что показатель
стабильной информационной инфраструктуры в техническом плане – это достижение
надежного, стабильного контакта членов общества по принципу "каждый с каждым”,
для чего необходимый парк технических средств на 100 жителей должен составлять
200 телефонов и 100 ПК и 40 КПК. Т.е. когда на каждого жителя страны приходится
по 2 телефона и 1 компьютеру считается, что такая страна обладает достаточной
технической базой для построения эффективной сетевой экономики. Разумеется, все
эти средства объединены между собой соответствующими коммуникационными сетями
(начиная с сетей сотовой связи, вплоть до беспроводных Wi-Fi технологий
для выхода в Интернет).
экономическими и
политическими условиями - уровнем доступности телекоммуникационных услуг
Экономические условия
подразумевают финансовую возможность граждан пользоваться телекоммуникационными
услугами и степень демонополизации
экономики. С финансовой частью все достаточно ясно. Если политика
ценообразования в области того же доступа к Интернету такова, что эта процедура
является роскошью для большинства жителей страны, ни о какой развитой
информационной инфраструктуре говорить не приходится. Если уровень жизни
населения не позволяет думать не о чем, кроме хлеба насущного, ни о какой
развитой информационной инфраструктуре речи опять же не идет. Кстати
либерализация рынка телекоммуникационных услуг оказывает огромное влияние на
рост доступа к обычным и мобильным линиям связи, к альтернативным технологиям,
снижению стоимости и использованию Интернета. Т.е. имеет место сильный
положительный эффект на уровень производительности, уровень потребления и
качество услуг, и сильный отрицательный эффект на цены.
Политические условия
определяются степенью демократизации общества. Лишь демократии нужна
совершенная информационная среда. Поэтому до сих пор в массе мировых стран
доступность телекоммуникационных услуг (особенно это касается доступа к все
тому же Интернету) весьма ограничена.
социально-культурными
условиями – уровень потребности граждан в телекоммуникационных услугах
В обществе должна быть
высокая степень мотивационной готовности населения к использованию новых
технологий. По данным социологов общая готовность россиян к внедрению и
использованию новых ИТ составляла на 2000 год около 60%. Общество должно иметь
достаточный уровень образования – по статистике люди с высшим образованием используют
Интернет на порядок чаще, чем люди его не имеющие. Известно, что наиболее
позитивное отношение к ИТ испытывают люди в возрасте до 45 лет.
6.2. Масштабы распространения сетевой экономики в России
Ситуация с
распространением сетевой экономики в нашей стране выглядит двояко.
С одной стороны:
большинство руководителей понимают, что в той или иной степени использование
тех или иных инструментов сетевой экономики в деятельности предприятия –
неизбежно, хотя-бы потому, что иначе в современной хозяйственной среде компания
не выживет. В конце-концов, такие инструменты сетевой экономики, как
электронная почта, web-сайт применяются
практически во всех мало-мальски приличных конторах. Конечно, большая часть
цифровых коммуникаций в отечественных компаниях, так или иначе "завязана” на
Интернет.
В деятельности компаний Internet используется как:
Средство коммуникации,
объединяющее сотрудников предприятия с его клиентами, партнерами, поставщиками,
производителями и прочими участниками сети продаж. Главные преимущества для
компании здесь заключены в высокой оперативности и возможности стабильной
обратной связи со всеми заинтересованными лицами.
Напомню, что на основе
стандартов глобальной сети формируются корпоративные сети Интранет и Экстранет.
Рекламно-информационная
площадка. Наиболее распространенной формой присутствия отечественного бизнеса в
Internet стали Web-представительства
(Web-сайты). Internet –
идеальное место для рекламы товаров и услуг компании, позволяющее оперативно
доносить информацию до клиентов, обеспечивать целевую направленность
маркетинговых усилий путем охвата определенной аудитории, относительно дешево
проводить рекламные и маркетинговые акции, выбирать лучших поставщиков
независимо от их географического расположения, обеспечивать выход на мировой рынок.
Огромное число компаний организовывают свои Web-сайты (либо Web-страницы), содержащие подробную информацию о
компании, ее товарах/ услугах, предоставляемых сервисах и т.д.
Инструмент для
организации мониторинга состояния рынка и конкурентной среды. Internet является крупнейшим аккумулятором МИР и при разумном,
продуманном подходе к процессу поиска способен предоставить нужную информацию о
состоянии рынка и конкурентной среды в отрасли деятельности вашей компании.
Пространство для продаж
товаров и услуг. Т.е. с его помощью можно осуществлять электронную торговлю,
являющуюся качественно новым шагом в сравнении с традиционными способами
проведения торговых операций. При этом, безусловно отрадным, является тот факт,
что темпы развития Рунета достаточно высоки; более того, от простого количественного
роста пользователей идет крен в сторону профессионального использования возможностей
Internet. В частности к предоставлению таких услуг как: электронная
розничная торговля, Интернет-аукционы, Интернет-трейдинги (биржевые и валютные
торги), Интернет-реклама, Интернет-маргетинг, системы электронных платежей.
Начиная с 2000 года наблюдается увеличение заинтересованности иностранных инвесторов
вложениями в российскую часть Internet (в
основном зарубежные компании покупают акции поисковых систем, почтовых и
новостных служб, систем электронных платежей). Появление в конце 1999 года технологии
WAP (позволяющей выходить в Internet при помощи мобильного телефона), наряду с
постоянным удешевлением услуг сотовой связи; а также запуск в мае 2004 года
проекта компании "Яндекс” (в сотрудничестве с Intel, IBM,
провайдером "Таском” и сетью ресторанов "Ростик Групп”) по предоставлению
бесплатного доступа в Интернет из ряда ресторанов (если у вас есть с собой
ноутбук или КПК с поддержкой стандарта беспроводной связи Wi-Fi (см. http://wifi.yandex.ru) популяризируют доступ к Глобальной Сети.
С другой стороны – в России изначально очень слабая телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая стабильную работу телекоммуникационных
сетей и, в первую очередь, того же Internet. На
сегодня относительно качественная телекоммуникационная инфраструктура сложилась пока только в крупных городах России.
Большинству же граждан нашей страны выход в Сеть остается, недоступен (в т.ч. и
по материальным соображениям). Более того, даже крупные отечественные компании
не используют средства электронного ведения бизнеса в полномасштабном объеме,
что связано и с относительной новизной подобных инструментов в отечественной
практике, и с отсутствием квалифицированных специалистов по вопросам
организации и ведения электронного бизнеса, а также слабой правовой базой для
этого бизнеса.
6.2. Электронная коммерция
Очень часто, наряду
с термином СЭ, в специализированной литературе встречается термин "электронная коммерция”.
Электронная коммерция (e-commerce) (ЭК) - общая концепция, покрывающая любые формы деловых операций,
проводимых электронным способом с использованием телекоммуникационных сетей и
электронных финансово-экономических инструментов (электронных систем
взаиморасчетов, электронных систем заключения сделок и т.д.).
По сути, такое
определение электронной коммерции является синонимичным определению сетевой
экономики. Здесь можно придраться к такому расхождению. В определении сетевой
экономики речь идет о контактах по
поводу совместной хозяйственной деятельности, в определении электронной коммерции говорится о любых формах деловых операций. Объективно говоря, контакты –
более широкое понятие, чем формы деловых операций. Соответственно сетевая
экономика – более широкое понятие, чем электронная коммерция. Электронная коммерция – ядро сетевой
экономики. Очень часто говоря о сетевой экономике, имеют виду
макроэкономический уровень, общеэкономические процессы; тогда как электронная
коммерция – понятие, тяготеющее к микроэкономической среде, среде
взаимодействия отдельных экономических субъектов.
Существует и еще одно
распространенное толкование термина ЭК.
Электронная коммерция (e-commerce) – коммерческая деятельность, основанная
на информационных технологиях, при ведении которой взаимодействие сторон
осуществляется электронным способом вместо физического обмена или
непосредственного физического контакта.
Это определение еще больше "сужает” сферу
применения понятия электронная коммерция, т.к. коммерческая деятельность – это вид бизнес-деятельности
связанный с торгово-организационными операциями, направленными на осуществление
процесса купли продажи товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.
Как правило, электронная коммерция понятие,
трактуемое исходя из первого определения, а второе определение часто
подменяется понятием электронная торговля.
Электронная
торговля – это обмен товарами и
услугами на базе существующих связей посредством электронных средств
коммуникации между партнерами по бизнесу.
Вследствие того, что
рассматриваемое нами экономическое явление – относительно молодо, на
сегодняшний день до конца не сформировалось единой терминологической базы, его
описывающей. Разные авторы – могут вкладывать разный смысл в понятия:
электронная коммерция, электронный бизнес, сетевая экономика. В разных
информационных источниках существует свои терминологические расхождения, в т.ч.
имеют место быть законодательные
неувязки. В разных странах одни и те же понятия из сферы электронной экономики
именуются по-разному.
|