4.9. Содержание электронного обмена данными
Здесь уместно подчеркнуть одну принципиальную особенность
того, как предполагает работать электронный обмен данными. ЭОД разработан так,
чтобы позволить компьютеру копировать из сообщения только те элементы данных,
которые потребуются в рамках последующих сообщений. В этом случае повторный
ввод и дублирование данных устраняются, а точность возрастает. Для практической
реализации ЭОД необходима солидная кодовая поддержка в виде словарей и списков
кодов.
Структура ЭОД-сообщения управляется простой логической
схемой. Любое ЭОД-сообщение может быть разбито на три иерархических уровня.
Первый из них - сообщение (например, электронная версия заказа или
таможенной декларации). В свою очередь, сообщение состоит из сегментов
(сегменты заказа, например, включают в себя наряду с другими статус заказа, дату
его формирования, количество и тип товаров). Сегменты состоят из элементов
данных. Элементами данных для сегментов заказа могут быть: «срочный
заказ», «повторный заказ», «пробный заказ» и т.п. Соответственно программное
обеспечение для указанной иерархии разрабатывается так, чтобы компьютер мог
читать, обрабатывать и интерпретировать данные из файловой структуры в
структуру документов. Сквозной принцип работы с ЭОД такой, что любой
пользователь должен производить для каждого нового сообщения только абсолютно
новые для текущей сделки части информации, а в отношении остальной информации
пользователь полагается на компьютер.
Таким образом, традиционные фактографические данные
все еще являются частью потока информации, который рождается вслед за потоком товаров
в рамках сделки. Данные все еще перемещаются между участниками в формате,
эквивалентном бумажному, но метод, с помощью которого происходит обмен данными,
изменен, формат, используемый для передачи данных, уже становится неважным для
последующих практических задач получения, обработки и работы с информацией. В
хранилище электронной информации более практичными представляются разработка
первоначальной посылки и реорганизация данных так, чтобы впоследствии лучше
удовлетворять пользователя в нуждах управления информацией. Так, для
пользователей ЭОД индивидуальные сегменты информации и гибкость манипулирования
ими приобретают большее значение, чем сохранить формат, в котором эта информация
была получена или впоследствии будет передаваться.
Таким образом, ранее существовавшая функция бизнеса,
касающаяся сохранения записей, будет продолжать двигаться в сторону
управления информацией. ЭОД, таким образом, предусмат^ ривает, в частности,
таких «действующих лиц» в информационном потоке, которые создают и перемещают
меньше единиц информации, обмениваясь вместе с тем таким же самым объемом
информации, но в новых, более динамичных формах. Очевидно, в этих условиях
изменится и форма хранения информации.
Первоначально для передачи сообщений ЭДИФАКТ с целью
экономии был выбран стандарт СС1ТТ почтового сообщения Х.400. В последнее же
время внимание деловых людей все более привлекает Интернет. Являясь
по сути глобальной, децентрализованной, телекоммуникационной инфраструктурой,
Интернет представляет собой почти идеальное средство для обмена деловыми
сообщениями. К тому же появление гипертекстовой среды \У\У\У существенно
упростило процесс работы в сети, и Интернет стал рассматриваться все большим
количеством компаний как платформа для развертывания электронной коммерции.
Основным камнем преткновения в использовании ЛУ^ЛУ до последнего времени являлась
проблема обеспечения безопасности, так как Интернет является открытой сетью. К
настоящему времени разработаны весьма эффективные механизмы обеспечения секретности
и безопасности передачи ценной информации.
Коммерческие сделки с помощью Интернета в 1996 г.
составили менее 1% общей суммы всех сделок в США, однако эта доля должна стремительно
возрастать и составить к 2001 г. 2-3% и около 14% к 2007 г. В 1996 г.
бизнес-операции через Интернет осуществляли 111 000 компаний, а в 2000 г. их
число превысило 500 000. Два года назад обзор, проведенный компанией Nеstkraft помог обнаружить в Интернете 1 млн web-сайтов. Самое
последнее обследование показало, что теперь в Сети их насчитывается свыше 5
млн.
4.10. Роль интернета в развитии сетевой экономики
Возникновение сети Интернет уходит своими корнями к
60-м гг., когда различными исследователями в США велись поиски новых путей
развития коммуникаций. В 1969 г. при содействии Минобороны США была создана
первая сеть между 4 американскими университетами под названием АКРАNЕТ. Одной
из основных задач проекта была разработка сетевых коммуникационных протоколов
или правил, позволяющих поддерживать совместную работу находящихся в разных
регионах США как отдельных, так и объединенных локальными сетями компьютеров,
не оказывая при этом какого-либо дополнительного влияния на их работу. В
течение первых 10 лет функционирования АКРАМЕТ использовалась в основном для
пересылки электронной почты, поддержки групповых дискуссий в режиме он-лайн,
обеспечения доступа к удаленным базам данных и пересылки различных файлов
между правительственными агентствами, компаниями и университетами.
В начале 80-х гг. в практику был внедрен новый тип
протокола ТСР/1Р, который установил стандарты для информационных потоков
внутри сети и позволил осуществлять идентификацию пользователей с помощью
специальных адресов. Поскольку каждый узловой компьютер сети мог получать и
отправлять пакеты. сеть оказалась лишена какой-либо централизованное™. Не существовало
главного компьютера, все узлы сети были равноправными, и именно это
обстоятельство позволяло сети неограниченно расширяться. Это позволило
возрасти обмену информацией между различными сетями, и таким образом возник
Интернет. Большая часть существующих и вновь создающихся сетей использует
протоколы ТСРЛР.
В 1990 г. была создана так называемая «Всемирная
паутина», обеспечившая возможность доступа к специфическим
web-страницам, впервые интегрировавшим текст и графические изображения
(технология гипертекста). С помощью гипертекстового языка Нурег1ех1 Магкир
Ьап§иа§е (НТМЬ) №\У\У унифицирует и связывает воедино весь тот грандиозный
объем информации, который хранится в Интернете в форме текстов, изображений и
даже звукового сопровождения. Для того чтобы облегчить информационный обмен
внутри сети, были разработаны различные программы и приложения, которые
сделали сеть более удобной для коммерческого и личного использования.
Активность использования Интернета для коммерческих целей особенно усилилась с
1994 г. Около 200 государств подключены к сети Интернет, и в будущем
предвидится всеобщий охват этой сетью нашей планеты.
Интернет является многосторонним средством ведения коммерции.
В отношении некоторых товаров подмечено, что все элементы производственной и
сбытовой цепочек выполняются в режиме он-лайн, минуя международные границы. Реклама,
производство, закупка, платеж и поставка услуги осуществляются электронным
способом только через единственное средство - Интернет. Этот пример
демонстрирует потенциал Интернета для развития электронной торговли. Сдерживающим
фактором дальнейшего развития данного процесса является сложность
регулирования вопросов правового, таможенного, налогового и иного характера в
отношении таких сделок.
Другим важным преимуществом Интернета является его мулъ-тимедийнын
потенциал с возможностью одновременной передачи текста, звука и изображения.
Интернет расширяет спектр предоставляемых на международном рынке товаров и
услуг, до недавнего целиком отсутствовавших там. Интернет может использоваться
для самых разнообразных транзакций и информационного обмена, включая
электронную почту, поиск необходимой информации, рекламу, продвижение
собственного бизнеса, организацию публикаций, продажу, закупку товаров и
предоставление услуг.
4.11. Обмен и доставка информации в электронной среде
Интернет является не только многофункциональным инструментом
электронной торговли, но и предлагает благоприятные сроки поставки и низкие
издержки в сравнении с традиционными видами коммерции. Издержки по пересылке
документов, ведению телефонных переговоров и прочих транзакций через Интернет
ниже, чем при использовании других инструментов. В этом можно наглядно убедиться,
сравнив данные, представленные в табл. Пересылка документа с помощью электронной
почты (на примере США) оказывается в десятки раз выгоднее и осуществляется
намного быстрее, чем при использовании традиционных способов обмена информацией.
Скорость доставки и затраты при использовании
различных способов пересылки документов (рассмотрен пример пересылки
42-страничного документа)
Учитывая значительную экономию издержек при использовании
Интернета, можно предположить дальнейшее распространение услуг электронной
почты, ведения телефонных переговоров, закупок товаров и предоставления прочих
услуг в этой сети, так как компании, не использующие преимуществ данной технологии,
неизбежно будут терять в конкурентоспособности из-за более высоких издержек. В
ближайшем будущем развитие Интернета будет затрагивать новые области ведения
бизнеса, все большее число компаний будет активно использовать этот инструмент
в своей деятельности.
Использование Интернета дает возможность предпринимателям
и маркетологам исследовать новые возможности рынка для своих товаров, выделять
и изучать различные сегменты рынка. Отслеживание соответствующей информации,
публикуемой в Интернете, также может оказаться полезным для прогнозирования
дальнейшего развития покупательского спроса и выявления новых тенденций в
поведении существующих и потенциальных клиентов. Если компания достаточно
диверсифицирована, то с помощью Интернета она сможет проникнуть в новые сферы
бизнеса раньше других вместо того, чтобы пытаться вести конкурентную борьбу в
рамках своей текущей деятельности.
Крупные транснациональные компании уже давно и успешно
внедряют Интернет как средство глобальной связи при осуществлении крупномасштабных
проектов, требующих объединения усилий нескольких подразделений и филиалов,
используя предоставляемые сетью уникальные возможности информационного
доступа. Приведем несколько возможных вариантов обмена и распространения информации
в процессе совместной работы.
Распределение информации. Быстрое распространение рабочей информации -
приказов, меморандумов, планов и других рабочих документов - играет ключевую
роль в географически разбросанных компаниях. С помощью Интернета фирма может
организовать доступ к своим внутренним базам данных или экспертным базам
знаний.
Мобильная связь. Любая компания, сотрудники которой часто направляются в командировки,
может убедиться на собственном опыте, что организация доступа к Интернету по
коммутируемым каналам с использованием сотовых модемов может существенно
ускорить передачу необходимой в повседневной работе информации. Более того,
существующие на сегодняшний день средства мультимедиа позволяют создавать
интерактивные каталоги, демонстрационные видеоклипы и руководства по эксплуатации,
которые коммивояжер может загрузить, подключившись к серверу компании, и
продемонстрировать клиенту во время встречи с ним.
Группа сбыта.
Локальная группа сбыта, располагающая доступом в Интернет, может осуществлять
размещение заказов, определять необходимые объемы оптовых партий, обслуживать
нестандартные запросы и направлять регулярные отчеты о результатах проделанной
работы. Если же группа располагает средствами мультимедиа, то она может
организовать демонстрацию самых последних изделий компании в режиме он-лайн, не
обременяя себя при этом затратами на приобретение видеосистемы и расходами на
командировки или почтовыми расходами по доставке свежих видеоматериалов.
Обслуживающий персонал. Персонал, обслуживающий постоянных клиентов, путем
использования Интернета получает преимущество за счет доступа к поддерживаемым
и регулярно обновляемым базам данных по ремонту, ремонтным средствам и
запасным частям, имеющимся в наличии как в самой компании, так и у сторонних
организаций, а также при необходимости может получить консультацию у
экспертов.
Компании могут осуществлять через Интернет связь между
штаб-квартирой, отделениями, филиалами, расположенными в разных регионах, а
также своими зарубежными представительствами. Интернет предстает как
естественное развитие внутренних локальных сетей. Скрытая выгода заключается в
том, что нет необходимости в едином стандарте для внутренних локальных сетей
всех этих подразделений. Все существующие сети могут быть подсоединены к
Интернету с помощью протокола ТСР/1Р и тем самым объединены. Экономия может
оказаться весьма существенной, так как при таком решении нет необходимости
закупать новое оборудование для приведения всех локальных сетей к общему стандарту.
Интернет предлагает компаниям также ряд других средств, которые могут быть
использованы для ведения бизнеса, - видеоконференции, интернет-телефония и пр.
4.12.
Интеграция предприятий в системы ЭК
Конкретная
схема интеграции бизнес-процессов предприятия в Интернет позволяет использовать
различные технологии. Все основные Интернет-технологии могут быть разделены на
две группы в зависимости от того, какую роль в их реализации играет временной
фактор: офлайновые технологии (англ. off-line), которые допускают существенную
асинхронность при обмене сообщениями и онлайновые технологии (англ. on-line),
требующие синхронных коммуникаций в режиме реального времени. Онлайновые технологии
являются более перспективными, но требуют больших затрат.
Степень
интеграции предприятия в среду Интернет определяет различные модели и формы
ведения бизнеса в Интернет. В зависимости от того, какие бизнес-процессы
реализуются в информационной среде различают: информационно-имиджевый сайт;
рекламный сайт; торговый сайт; трансакционный сайт; межкорпаративный сайт.
Модели интеграции предприятий в системы ЭК
Модель
|
Область
применения
|
Критерий
эффективности
|
Электронная
витрина
|
Используется
производителями или дилерами
|
Спрос
на товар
|
Электронный
каталог
|
То
же – при значительном объеме товаров от различных производителей
|
Ассортимент
|
Электронный
аукцион
|
Аналог
классического аукциона с использованием Интернет-технологий
|
Развитой
и эффективный интерфейс
|
Электронный
магазин
|
Аналог
традиционного магазина, где различные фирмы выставляют свой товар
|
Известность
товарного знака
|
Электронный
рынок третьих фирм
|
Поставка
электронных магазинов, хостинг и сопровождение виртуальных торговых площадей
|
Комплексность
решений
|
Виртуальное
сообщество
|
Производители
(продавцы, покупатели) организуются по группам интересов
|
Экономия
на инфраструктуре
|
Поставщики
услуг
|
Поставка
сервисов технологической цепочки ЭК (платежной системы, доставки товаров и
т.д.)
|
Корпоративные
интересы
|
Интеграция
и консалтинг
|
Интеграция
бизнес-процессов сторонних организаций и собственной или сторонней системы ЭК
|
Удовлетворение
информационных, аналитических и консалтинговых потребностей
|
Вопрос интеграции бизнес-процессов предприятия и
системы ЭК является ключевым для достижения реальной
эффективности всей системы в целом, даже если перед предприятием стоит задача
развития только до уровня Интернет-магазина. Реально такие системы являются
лишь Интернет-витриной с веб-каталогом, которые позволяют: оформить заказ и
послать его по электронной почте менеджеру торгующей компании; в некоторых случаях произвести автоматическую выписку
счетов; в случае стыковки с платежными системами принимать электронные платежи.
4.13.
Отношения между предприятиями в электронной среде
Связав свои бизнес-приложения с единой
информационной средой Интернет, любое предприятие получает возможность работы
со всеми Интернет-агентами независимо от их числа. Для организации такой
деятельности предприятию необходимо наличие четырех составляющих: собственная ИС (система управления производством, система складского
учета, бухгалтерия и т.д.); система
взаимосвязи бизнес-процессов и Интернет-технологий (шлюз); виртуальная торговая
площадка (Интернет-магазин), которая может быть создана, куплена или
арендована; система взаимодействия с финансовыми организациями (платежная
система).
Отношения между
предприятиями большей частью находятся в секторе ЭК, который называется "бизнес-бизнес"
(англ. business-to-business). Среди главных признаков систем этого класса можно
назвать следующие:
- наличие
автоматического шлюза в Интернет из системы управления, поддерживающей
бизнес-процесс на предприятии;
- интегрированность
ввода-вывода данных в ИС
предприятия;
- наличие единого
стандарта передаваемых сообщений;
·
равноправность предприятий-участников.
Рис. Рынок ЭК в 2005 году
Технологии
ЭК являются логическим развитием автоматизации деловой инфраструктуры
предприятий. Если основные управленческие практики двух (или более) предприятий
автоматизированы, то для создания между ними единого информационного
пространства достаточно "сцепить" потоки данных. Подобная технология
электронного ведения бизнеса существовала и до распространения Интернет. Однако
появление мировой сети, на создание которой предприятие не потратило в явном
виде ни одной копейки средств, дает процессу горизонтальной интеграции новый
стимул, радикально снижая стоимость соответствующих решений. Принципиальным
отличием создания единого ИЭП предприятия в среде Интернет является то, что эта
задача становится доступной не только крупным корпорациям, но и среднему и малому
бизнесу.
4.14.
Интеграция хозяйственной деятельности предприятий в электронную среду
Существуют
возможности постепенной интеграции хозяйственной деятельности предприятий и
организаций в электронную среду Интернет. Соответственно возникают
диференцированные материальные, технические и людские затраты.
Табл.
Мероприятия
по подготовке решений о вхождении в рынок ЭК
Описание
|
Затраты
|
Задачи управления
|
Этап 1. Пробное подключение
|
Выбирается один сотрудник, знакомый с
компьютерными технологиями, которому поручается работа в Интернет. В
результате компания получает представление о потенциальных возможностях
использования Интернет в своей деятельности
|
зарплата сотрудника; оплата доступа к Интернет;
персональный компьютер; модем
|
Необходимо корректировать действия сотрудника
|
Этап 2. Подключение управления
|
Локальная сеть управленческого персонала подключается
к Интернет. Использование Интернет становится нормой
|
зарплата сервисному персоналу; дополнительное
аппаратное и программное сетевое обеспечение; маршрутизатор
|
Разработка внутрикорпоративной инструкции по
использованию Интернет. Разделение приоритетов пользователей. Усиление
внимания безопасности.
|
Этап 3. Создание сервера
|
Разработка и реализация концепции выхода предприятия
на сетевой рынок. Интернет используется в полном объеме. Возможность торговли
собственными знаниями, умениями, доступом к Интернет
|
зарплата высокопрофессиональному персоналу,
обслуживающему сервер; услуги веб-студии; покупка или аренда сервера
|
Системы архивирования и контроля данных, обеспечения
надежности и безопасности. Создание развитой бухгалтерской службы
|
Этап 4. Создание корпоративной информационной среды
|
Объединение предприятий, связанных производственными
или коммерческими интересами, в корпоративную сеть
|
распределяются между партнерами в зависимости от
степени их готовности
|
Создание новой управленческой структуры
|
После того, как принципиальное решение принято,
необходимо оп-ределиться с конечной и промежуточными целями продвижения на
рынке ЭК.
|