6. Проектирование логистических
систем
Практическое использование логистики в
условиях рыночной экономики выступает как важнейший фактор развития
предпринимательства.
Организация логистических систем на первых
этапах на уровне макроэкономики совершалась самопроизвольно, методом проб и
ошибок. Для облегчения этого процесса в дальнейшем на базе имеющегося опыта
были разработаны методики формирования организационных структур логистики в
хозяйственных субъектах.
Путем разработки альтернативных вариантов
моделей и сравнения между собой по их характеристикам происходил поиск наиболее
эффективных логистических решений.
На основе соответствия максимально
эффективному достижению логистических целей осуществляется выбор наилучшего варианта.
При проектировании и совершенствовании
логистических систем нужно располагать достаточным объемом разносторонних
данных, учет которых, как и ход сбора и обработки, в дальнейшем не должен
прекращаться.
Основные сведения, учитываемые при
проектировании логистических систем.
1. Информация о рынке:
1) его состав, масштаб, статичность;
2) число покупателей и их особенности;
3) размещение заказчиков;
4) гибкость спроса;
5) состояние финансовой области;
6) законодательство;
7) политика государственного экономического
регулирования и т. д.
2. Информация о производстве:
1) необходимость материальных ресурсов,
машин, оборудования и комплектующих изделий;
2) вероятность поставок по кооперации;
3) методика производства;
4) оснащенность производства и степень
загрузки мощностей;
5) производственный темп;
6) длительность и специфика
производственного цикла.
3. Информация о материальных потоках:
1) характеристика специфики и состояния
материальных потоков;
2) информация о передвигаемых грузах;
3) способ работ и операций при
передвижении;
4) время транспортировок и общее время
доставок.
4. Сведения об информационных потоках:
1) характеристика специфики и состояния
информационных потоков;
2) сведения о системе информационного
обеспечения;
3) методика обработки и закрепления
информации;
4) способ получения и распространения
информации;
5) потенциал хранения и накопления
информации и т. д.
Очень трудно, но возможно учесть все
факторы, которые влияют на проектирование логистических систем.
7. Управление в
логистических системах
В крупных логистических системах формируются
свои отдельные консультативные советы, которые должны обеспечить правильность
решений, принимаемых управленческим персоналом логистических систем и отдельных
подразделений. Прежде чем рассмотреть методы организации логистического
управления, нужно максимально полно определить функциональное назначение
соответствующих структур. Очевидно, организационная структура, которая
занимается управлением логистической системой, обязана выполнять следующие
функции.
1. Вырабатывать и формировать систему
логистики, придерживаясь схематичных принципов и положений.
В результате производственно-хозяйственной
деятельности периодически возникает необходимость преобразований в существующей
на предприятии системе логистики. Зачастую такие изменения носят кардинальный
характер. Поэтому проводится общая реорганизация всей логистической системы.
2. Проектировать и реализовывать
стратегию логистики с учетом рыночной стратегии фирмы.
Работоспособность логистической системы
обусловливается стратегической и тактической политикой в области производства,
продаж, инвестиций, персонала, технологий. Эти и другие элементы нужно
принимать во внимание не только в ходе общего управления, но и при формировании
стратегии логистики.
Двойная ответственность возложена на
должностные лица, занимающиеся управлением логистики.
Во-первых, за точное и своевременное
информирование руководителей высшего уровня о подходах к исполнению принятых
решений по вопросам стратегии логистикой, а также, конкретном положении дел.
Во-вторых, перед исполнителями за хорошую
организацию и слаженность осуществляемых работ и мероприятий и за доведение
итогов анализа эффективности предложенных изменений.
3. Комплексно управлять логистической
системой с целью рационализации потоковых процессов.
Эта деятельность разнообразна и состоит из:
1) управления внешним транспортом;
2) управления внутренним транспортом;
3) планирования и контроля процесса
производства;
4) планирования организации и контроля
за состоянием запасов (не исключая материальные, сырьевые и товарные),
т. д.
4. Согласовывать взаимосвязанные
функции управления.
Все управленческие структуры в хозяйственных
подразделениях связаны с логистикой.
Для того чтобы разделить области воздействия
и ответственности в каждой производственно-экономической системе, нужно
придерживаться специфики задач, решаемых отдельным подразделением и всей
структурой в целом.
5. Решать задачи индивидуальности
предприятия.
Кроме особенностей, диктуемых
принадлежностью предприятия к конкретной части экономики, управления и
социальной сферы, большое значение при проектировании и управлении
логистическими системами имеют характерные особенности хозяйственных структур.
Они играют двойную роль.
Во-первых, не позволяют унифицировать
инструменты логистики, что делает практический опыт логистики многообразнее.
Во-вторых, побуждают к глубокому,
постоянному и комплексном изучении возможностей, состояния и условий работы
предприятия, что благоприятно отражается на качестве осуществляемых работ и
способствует своевременной адаптации к окружающей среде.
В соответствии со спецификой предприятия и
соответствующими функциями логистика может иметь централизованный и
децентрализованный характер, когда управление осуществляется на уровне
некоторых подразделений.
И соответственно управленческая
ответственность делится между различными структурными подразделениями или
собирается в одном координирующем центре.
8. Эффективность
логистической системы
Ученые в области логистики считают, что на
данный момент не существует универсальной модели оценки эффективности
логистической системы, способной учитывать все переменные, все нюансы и все
возможные ситуации.
Тем не менее один параметр, который может
связать всю логистическую систему с учетом всех переменных, нюансов и ситуаций,
существует – это прибыль. Если выстроить цепочку продвижения материалопотока,
то в ней возможно участие тех фирм, которые будут получать прибыль.
Создание этих фирм вызвано сложившейся
экономической ситуацией.
Прохождению каждой логистической операции
сопутствуют издержки, которые несут конкретные элементы логистической системы.
Принцип классификации логистических операций
может быть положен в основу классификации издержек. От вида логистической
системы, задач управления и оптимизации в определенных логистических цепях и
каналах зависит выделение тех или иных издержек или группы издержек. Общая
сумма издержек с учетом затрат на логистическое администрирование создает общие
логистические издержки в рассматриваемой логистической системе.
Зачастую для достижения цели оптимизации
структуры или управления логистической системой в составе общих логистических
издержек принимаются во внимание прибыли от замораживания материальных
ресурсов, незаконченного производства и готовой продукции в запасах, а также
урон от недостаточной степени качества снабжения, производства, распределения
готовой продукции потребителям логистического сервиса. Обычно этот ущерб
оценивается как возможное уменьшение масштаба продаж, уменьшение сегмента
рынка, потеря прибыли. С другой стороны, все издержки можно классифицировать по
следующим категориям: постоянные, переменные, общие, средние, предельные
издержки. При анализе доходов фирмы различают следующие их разновидности:
валовой, средний валовой, предельный доход.
Оценка эффективности работы системы может
быть осуществлена путем сопоставления доходов и издержек. При этом применяются
два подхода. В первом случае эффективность определяется в среднем за
определенный интервал времени путем сравнения валовых доходов и издержек.
Во втором случае эффективность определяется
для определенного состояния рынка и производственно-сбытовой системы методом
сопоставления предельных затрат и предельных издержек.
Если при определенной величине материального
потока размер дополнительного валового дохода, получаемого в результате
введения логистической системы, превосходит размер затрат на создание и
введение этой системы, то можно продолжать работу. Изменяя масштабы
материального потока и изучая размер достигаемой при этом эффективности, можно
вывести его оптимальный с точки зрения эффективности объем.
Если определяется, что для данного масштаба
материального потока неизменные издержки полностью покрываются, а временные
издержки перекрываются лишь частично, то предприятие может оставаться на рынке,
а в логистической деятельности нужно ответить на вопрос, как необходимо
реорганизовать и оптимизировать работу предприятия, чтобы добиться увеличения
доходов и уменьшения переменной части издержек с целью превышения доходов над
расходами.
9. Планирование в
логистических системах
Логистическая система не только включает в
себя функциональные области, но и взаимодействует с управленческими функциями,
такими как планирование, организация и контроль.
Планирование в логистических системах
рассматривается как функциональная область деятельности фирм и состоит из
нескольких аспектов: размещение фирм, планирование складской сети, система
складской обработки грузов, упаковка, планирование производства, выбор
оборудования и транспортной модели.
Логистическая система, применяемая фирмой
для выработки стратегии в таких видах деятельности, как планирование и
производство, взаимодействует с функциональными областями: производство и
технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование.
В планировании логистика оказывает влияние
на производство и технологию посредством определения оптимального размещения
фирмы, планирования складской сети, складской обработки грузов, выбора
оборудования, транспортной модели; в сфере маркетинга логистика определяет
направления распределения, цели обслуживания распределения; финансирование и
администрирование связаны с разработкой информационной системы, контроля над
запасами и бюджетом.
10. Технология
работы логистической системы
Существует несколько главных принципов
построения и работы логистических систем.
1. Системный подход. Транспортировка,
погрузочно-разгрузочные работы, управление запасами, обработка заказов и
т. д. как логистические функции рассматриваются в качестве находящихся во
взаимосвязи и взаимодействии элементов системы. Такой подход оптимизирует всю
систему в целом, а не отдельные ее элементы.
2. Учет общей целостности издержек
логистической цепи. Минимизация суммы издержек цепи в целом и отдельных ее
элементов в частности является критерием эффективности функционирования логистической
цепи.
3. Обеспечение адаптивности,
эластичности, надежности, большой скорости и качества работы всей системы и ее
элементов.
Воплощение на практике позиций логистики
нуждается в применении новых технологий, обеспечивающих оптимальную работу всей
системы.
Технологии рассматриваются на двух уровнях:
1) макроуровень – взаимосвязанная
работа элементов логистической системы;
2) микроуровень – оптимальная работа
некоторых звеньев логистической системы.
Транспорт является связующим звеном между
производством и потреблением. Транспортно-экспедиционным фирмам производители с
созданием логистических систем передают часть функций, потому что в большинстве
фирм транспортные затраты составляют до трети продажной цены товара. Они
освобождаются от несвойственных им функций: упаковки, маркировки, сортировки
грузов, складирования, ведения счетов, нахождения эффективного варианта
транспортировки, следования графику транспортировки, контроля за целостностью
груза во время перемещения. Транспортно-экспедиционные фирмы, в некоторых
случаях осуществляя выкуп груза у поставщиков, делаются снабженческо-сбытовыми
распределительными центрами.
Транспортно-экспедиционная фирма таким
образом становится ответственной за все звенья по доставке грузов. Она
сотрудничает с АТП, железнодорожными станциями, портами и т. д. Смешанные
перевозки в Германии могут служить примером новой технологии в условиях
логистики.
11. Принципы и
законы управления логистической системой
Логистическое управление является
реализацией системного подхода к производственно-сбытовой деятельности.
Системный подход в экономике представляет
собой комплексное исследование экономической системы как единого целого с точки
зрения системного анализа. Системный подход означает, что каждая система
является единым целым даже тогда, когда она состоит из отдельных, разобщенных
подсистем, связанных общей целью.
Он позволяет увидеть изучаемый объект как
комплекс взаимосвязанных подсистем, подчиненных одной цели, раскрыть его
свойства, внутренние и внешние связи.
Характерной особенностью формирования
логистических систем управления является то, что такая система должна сначала
анализироваться с целью установления взаимосвязей с окружающей средой, а потом
должны устанавливаться взаимосвязи внутри формируемой системы.
Для логистических систем управления
свойственны четыре уровня полноты охвата компонентов производственно-сбытовой
системы.
Для логистических систем первой степени
полноты охвата компонентов свойственно выполнение функций складирования
продукции, готовой к отправлению, и ее транспортировки к потребителям.
Для логистических систем второй степени
полноты охвата элементов характерно распространение их компетенции до выходов
собственно производства. В функции таких систем входит обработка заказов,
обслуживание потребителей, хранение готовой продукции.
Для логистических систем третьей степени
полноты охвата компонентов свойственно распространение их компетенции
дополнительно на входные склады, систему доставки исходных материалов, область
закупок и снабжение, а также движение материалов во время производственного
процесса. Логистическое управление системами третьего уровня заключается в
генерировании упреждающих воздействий и не ограничивается адекватным
реагированием на спонтанные отклонения. Логистические системы четвертой степени
полноты охвата элементов распространяют свою компетенцию на все компоненты и
стадии производственно-сбытового процесса, не исключая планирование и
управление собственно производством. Целесообразность введения логистического
управления в производственно-сбытовой системе в каждом конкретном случае
нуждается в специальном рассмотрении.
Наиболее удачно сформулированы и обоснованны
правила построения логистических систем управления для начинающих в трудах
зарубежных ученых. Данный обзор рекомендаций является обобщением в одну
концепцию подходов к созданию логистических систем.
Первое правило. На достижение главной цели
должны быть направлены все производственные и снабженческо-сбытовые операции,
которые должны быть тесно связаны со стратегией организации. Это правило
определяющее, и соблюдение этого правила во много раз повышает степень
взаимодействия всех подсистем и уменьшает отрицательные проявления
организационной деятельности логистических структур.
Второе правило. Материально-техническое
обеспечение, сбыт готовой продукции и транспортно-экспедиционные работы должны
быть организованы таким образом, чтобы воплотить возможность создания на
предприятии единого направляющего подразделения. Оптимизировать решения этих и
других задач лучше в том случае, когда за снабжение, транспорт и доставку
готовой продукции в хозяйственном подразделении отвечает одно лицо.
Третье правило. Любая логистическая система
должна располагать достаточным информационным обеспечением, а каждое
определенное структурное подразделение обязано иметь опыт его скорейшего и
рационального использования. Эта задача на предприятиях решается в ходе
создания комплекса автоматизированных систем управления.
Четвертое правило. Логистические
подразделения на предприятии должны быть укомплектованы квалифицированными
специалистами. В данном случае надлежащее кадровое обеспечение предполагает
подготовку и переподготовку определенных специалистов. Предприятие не должно
экономить средства на решение этого вопроса.
Пятое правило. Должно установить тесные внешние
и внутренние системные связи независимо от выбора производственно-экономической
деятельности. Ко всему процессу хозяйственной деятельности организации должно
относиться как к целостному и неразрывному.
При таком подходе все работы, проходящие на
предприятии или за его пределами, оцениваются как важные не только для всех
партнеров по коммерческой деятельности, но и для всех сотрудников предприятия.
Шестое правило. Руководству предприятия, а
соответственно и центру управления логистической системы легче и эффективнее
управлять транспортными и складскими работами, а также организацией сервиса
покупателей через учетно-плановые подразделения. Если данное требование
выполняется, то прибыль предприятия может вырасти до величины прибыли от
основной деятельности.
Седьмое правило. Необходимо определить
оптимальный уровень обслуживания персонала для каждой конкретной логистической
системы в зависимости от ее потенциала. Стремление к совершенствованию сервиса
потребителей в итоге награждается адекватным увеличением прибыли.
Восьмое правило. Большое значение имеет
серьезное, внимательное отношение к любым мероприятиям в процессе управления
логистической системой, так как именно они позволяют в большей степени повысить
интеграцию производственно-хозяйственной деятельности по всем рабочим
направлениям, урегулировать несоответствия в производстве, снабжении и сбыте,
уничтожить сбои в ходе адаптации к неожиданным воздействиям внешних или
внутренних факторов.
Девятое правило. Производить постоянный
поиск возможностей оптимального укрупнения мелких партий грузов, что приводит к
уменьшению издержек обращения и повышению эффективности снабженческо-сбытовых и
транспортировочных работ.
Десятое правило. Гласная оценка деятельности
органов материально-технического обеспечения сбыта и транспорта занимает важное
место в процессе управления логистикой. К сожалению, зачастую труд работников
логистических подразделений на многих предприятиях недооценивается.
|