8. Виды концепции в логистике, их
характеристика
Можно выделить несколько периодов
совершенствования систем продвижения товаров и готовой продукции: в период
отсутствия логистики, традиционной логистики и период новой логистики. Каждый
из этих периодов характеризуется концептуальными подходами к созданию названных
систем, а также соответственно к их критериям управления. Управление
материальным распределением носило фрагментарный характер в дологистический
период.
Материально-техническое обеспечение и транспорт
рассматривались не как находящиеся во взаимосвязи области деятельности, а как
придаток к оптовой торговле и даже как паразитирующий элемент в организационной
структуре предприятия. В масштабах фирмы ответственность за данный участок
деятельности возлагалась на одно из низших звеньев управленческой вертикали. В
этот период быстрое развитие автомобильного транспорта заметно повысило его
роль в товародвижении. Оптимизация перевозок стала приоритетным направлением. В
пользу эффективности выступала минимальная цена за перемещение грузов
транспортными средствами общего пользования и минимальные затраты на перевозку
собственным подвижным составом. Сначала специалисты по тарифам и маршруту
выполняли функцию управления грузопотоком, потом в их обязанности стали
включать выбор вариантов транспортного обслуживания и различных дополнительных
услуг.
Возникла необходимость контроля за
перевозками, проверкой грузовых счетов, упаковкой, взвешиванием, сопутствующими
работами. Работа управляющего грузоперевозками стала более разносторонней. Это
и вышеизложенные факторы послужили основой для развития логистики. Она не
является чем-то совершенно новым и неизвестным практике. Проблема рационального
движения материалов, готовой продукции и сырья всегда была предметом пристального
внимания.
Новаторство логистики состоит в изменении
критериев хозяйственной деятельности предприятий, где главную роль играет
управление методами товародвижения. Еще новаторство логистики заключается в
применении комбинированного подхода к позициям движения товарных ресурсов в
процессе воспроизводства. Управление материальным потоком, согласованность
действий при фрагментарном способе управления явно недостаточны. При таком
подходе не соблюдается нужная последовательность и не получается увязки действий
различных подразделений предприятий.
Опираясь на комплексный подход, логистика
предполагает согласованность методов, находящихся во взаимосвязи с
материальными потоками, производством и маркетингом. И наряду со всем
вышеперечисленным новаторство логистики состоит в использовании теории
компромиссов в хозяйственной деятельности фирм. Новаторский подход логистики
позволил отойти от автономного регулирования разными методами товародвижения и
осуществить их объединение, что позволило получить такой результат
деятельности, который превышал сумму отдельных эффектов. Период традиционной
логистики отличает создание логистической системы, заменившей процесс
оптимизации перевозок на предприятиях. Данный период определяется наличием
нескольких концептуальных подходов к созданию логистических систем,
отличающихся сферой применения при гармонизации экономических интересов, а
также критериев.
Внутрилогистический функциональный характер
носили экономические интересы в рамках каждого концептуального подхода. И они
не затрагивали производственную деятельность фирм.
При первом подходе область действия
гармонизации экономических процессов составляли затраты на определенные
логистические операции одной фирмы с критерием минимума общих затрат на
материальное распределение. Этот подход позволил добиться определенных
результатов. Оказалось возможным сводить к минимальному пределу затраты на всю
логистическую систему путем увеличения затрат на одни операции с целью снижения
расходов на другие операции. Характерным примером такого подхода является
увеличение затрат на транспортировку путем сокращения издержек на регулирование
запасов складирования. Положительный экономический эффект при минимизации общих
затрат дала ориентация на использование внутрифункциональных компромиссов (гармонизация
экономических интересов). Ограничивает финансовые возможности предприятия
затратный критерий, поскольку он не отражает влияния спроса на соотношение
между прибылью и расходами. В результате сформировался переход к извлечению
максимальной прибыли фирмы от логистической операции, который учитывает
одновременно и спрос, и затраты. Однако и новый подход имел ряд ограничений.
Выделение механизма логистики внутри
производства ущемляло интересы предприятий-участников одного логистического
процесса. Поэтому в конце периода традиционной логистики произошли изменения в
ее концепции. Максимальная прибыль от логистических операций всех
предприятий-участников процесса стала критерием формирования оптимальной
системы управления и распределения.
Начало 1980-х годов отмечено новым периодом
в развитии логистики – периодом новой логистики (неологистики). Необходимость
ее внедрения обосновывалась тем, что ни одна из зон, работающих внутри
предприятия, включая логистику, как правило, не располагает должными ресурсами
и возможностями для того, чтобы в одиночку достаточно быстро реагировать на
изменения внешних условий и эффективно работать автономно. Требовались
совместные усилия всех структурных частей организации для оптимизации
реагирования. В работе были необходимы специфические знания и опыт менеджеров,
которые рассматривали деятельность предприятий как единое целое. Концептуальный
подход получил название комплексного, или подхода на основании всего
предприятия. Функции логистики в рамках этого подхода рассматриваются как
важнейшая подсистема общепроизводственной системы.
Что означает: логистические системы
создаются и управляются исходя из общей цели – достижения в работе всего
предприятия максимальной эффективности. Внимание стало концентрироваться на
межфункциональных компромиссах, не исключая производственные и другие,
нелогистические подразделения. Минимизация издержек всего предприятия стала
критерием такого подхода.
9. Основные понятия
информационной логистики
Существенным фактором реализации
мероприятий, направленных на повышение экономической позитивности производства
и сбыта, по праву можно считать логистику. В деле рационализации этих структур
деятельности может быть достигнут большой прогресс в случае максимальной
согласованности товарных и информационных потоков при их слиянии, что и
является приоритетной задачей логистики. Для решения этой проблемы необходимо
масштабное использование стандартизации материально-технических связей и
организация функционирования на базе фундаментального анализа и использования
новых технологий, обеспечивающих автоматизацию операций.
Можно представить в виде горизонтальных
функциональных подсистем в секторе закупок, производства и сбыта основные
звенья логистической системы, распадающиеся на ряд структур. Каждый из этих
элементов неизбежно присутствует в любом производстве, логистика объединяет их
в систему с определенными целями и задачами, которые относятся к области
минимизации издержек всего производства, а не данного отдельно взятого
элемента.
Информационное обеспечение производства
является инструментом аналогичного объединения, начиная с закупок и заканчивая
системой сбыта. Причиной успеха или неудачи во внешней сфере деятельности
предприятия на рынке могут быть: получение оперативной информации о событии или
ситуации, сложившейся на рынке, отказ или получение запроса на поставку.
Важную роль играет комплекс информационного
обеспечения. Связующими нитями являются потоки информации, на которые
«надеваются» все элементы логистической системы. Создание баз данных,
коммуникации внутри предприятия, наличие ряда мероприятий по принятию решений
предполагает информационная сеть.
Еще в недавнем прошлом главные проблемы,
которые волновали разработчиков логистических систем, относились к области
физических потоков товаров и сырья.
Информационным обеспечением процесса
передвижения товара от поставщика до потребителя считалась сопроводительная
документация.
По мере развития логистических систем на
производстве стала ощущаться необходимость развития и внедрения логистических
информационных систем, которые смогли бы объединить в одно целое все
логистические подсистемы.
Успешному воплощению этой концепции в
практику способствовало осознание того факта, что информация на современном
уровне развития производства – самодостаточный производственный фактор.
Его потенциальные возможности открывают
большие перспективы для укрепления конкурентоспособности предприятий. Для
эффективности анализа информационной деятельности логистики необходимо
принимать всю логистическую систему как базу функционально ограниченных
логистических подсистем, работа которых как единого целого обеспечивается
информационной логистикой на степени ее собственных подсистем. Подобное деление
весьма условно.
В практической деятельности тесное
переплетение и взаимодействие являются оплотом успешной работы всего комплекса
в целом. Необходимо отметить еще один аспект.
Главным местом планирования и управления
производством является органичное соотношение централизации и децентрализации в
работе отдельных подсистем. К наилучшему результату в деятельности всей
системы, как правило, не приводит хорошо организованная обособленная работа
каждой подсистемы. Даже при наличии высококвалифицированного персонала
функциональная изолированность отдельных подразделений производства может
тормозить повышение эффективности всей системы в целом.
Наличие такой системы информации, которая
позволяла бы связать воедино всю деятельность и организовывать управление ею
исходя из возможности единого целого, является главной составляющей работы
всего производства. Для создания на уровне производства информационной
логистической системы нужно оформить ее модель.
Информационная система на уровне
производства является компонентом, связывающим воедино и служащим координации
поставок, производства и сбыта.
Определение системы координации поставок
состоит в раскладывании физических потоков на независимые участки
транспортировки и складирования, в подготовке сведений о периоде и состоянии
потока в точном масштабе времени.
Информационная логистика хорошо сочетается с
компьютерными технологиями. Компьютерная система приносит обоюдную пользу.
Во-первых, такая система оптимизирует
управление усложняющегося со временем материально-технического снабжения. Для
компактного производства с синхронным видом поставки, такого как «точно в
срок», координация движения поступающего материала становится все более
значимой.
Во-вторых, оптимизация работы информационной
логистики при обмене данными поставок влияет на повышение уровня управления
запасами.
Распространяемый на сеть фирм обмен снабженческими
данными позволяет производителю уменьшить расходы, связанные со снабжением
работы полной логистической цепи. Оптимизировав ее работу, производитель
получает ощутимую экономию. Полученная экономия делится определенными долями
между производителем, поставщиком и транспортной компанией, возмещая затраты,
вложенные в создание и содержание актуальных информационных систем, и создавая
добавочную прибыль от их применения.
Получение эффекта от действия информационной
логистики стимулирует всех участников логистического процесса к поддержанию
достигнутого уровня этого процесса, а также к вкладыванию новых средств в его
оптимизацию. Постоянно пополняющаяся база данных системы координации помогает
оценить эффективность работы логистических служб.
Анализ существующей системы является одним
из подходов к формированию схемы информационных потоков на производстве. Он
предполагает сведение определенных подразделений производства к отдельным
компонентам, сочетая которые, можно получить модель для анализа вариантов
подразделений предприятия.
Структурная модель обязана содержать
основные элементы:
1) производственные мощности и средства
реализации материального потока. Сочетая эти элементы, исследователи и
организаторы системы делят всю структуру производства на буферную и
технологическую. При таком подходе рассматриваются все виды деятельности от
получения сырья до передачи готовой продукции потребителю.
2) мгновенное реагирование на малейшее
изменение конъюнктуры рынка, которое является жизненной необходимостью. Это
реагирование возможно при эффективном функционировании информационного потока и
всей информационной логистики в целом.
10. Маркетинговая
логистика
В современный период аргументировано
использование маркетинга в распределительной логистике, что может содействовать
более оптимальному ходу совершенствованию сбытовой деятельности.
С позиции логистического подхода концепция
маркетинга разделяется как общая идея бизнеса, охватывающая предпринимательскую
деятельность всех служб, и как функциональная деятельность специальной службы
по изучению рынков сбыта производимой продукции, определению цен и составлению
прейскурантов, разработке рекламных акций и т. д. Самыми важными являются
следующие функции маркетинга:
1) исследование рынка;
2) разграничение его в отношении спроса
и предложения;
3) обеспечение достоинств своего
продукта по отношению к конкурентам;
4) разработка маркетингового
предложения.
Разработка маркетингового предложения по
вариантам определенной сбытовой деятельности является центральной функцией маркетинга.
Фирмы должны осуществить масштабную
исследовательскую работу на рынке продукции для определения маркетингового
предложения.
Изучение рынка – одна из определяющих
предпосылок организации продвижения товаров. Этот процесс определился в
отдельную структуру внутрифирменной деятельности.
В связи с ориентацией предприятий на
определенный рынок товаров особенно возросла роль изучения рынка. Производители
ощущают острую потребность в подробной информации о рынке производимой ими
продукции и преобразованиях в потребительском спросе.
Поступающие от сотрудников отдела сбыта
сведения иногда оказываются неполными для принятия квалифицированного решения.
11. Финансовые
потоки в логистике
В условиях развивающейся рыночной экономики
увеличение эффективности продвижения товарных потоков достигается за счет
оптимизации финансового обслуживания, что определяет важность изучения
логистических денежных потоков и товарно-материальных ценностей.
Товарно-материальные ценности объединяют все виды материальных благ, в том числе
и недвижимость, к товарно-нематериальным ценностям относят услуги и
нематериальные активы.
Наименее изученной областью логистики
является в настоящее время механизм финансового обслуживания товарных потоков.
В специальной литературе вообще не рассматривается часть вопросов, касающихся
его содержания. Существуют значительно различающиеся точки зрения по другой
части вопросов. Уже при определении сущности финансовых потоков возникают
определенные различия.
Существует несколько подходов к определению
финансовых потоков. Под денежным потоком подразумевается любое движение в
макро– или микроэкономической среде. Под финансовым потоком понимается
передвижение только в логистической системе. При любых способах организации
предпринимательской деятельности всегда существовали в том или другом виде
финансовые потоки.
Наибольшая эффективность их движения, как
показала практика, достигается путем использования логистических принципов
регулирования материальных и финансовых ресурсов, что приводит к формированию
нового термина – логистический финансовый поток.
Для обеспечения эффективного движения
товарных потоков создаются и используются финансовые логистические потоки.
Потребность обслуживания процесса перемещения во времени и пространстве
товарно-материальных и нематериальных ценностей является спецификой
логистического финансового потока.
Логистический финансовый поток – это
направленное движение финансовых ресурсов.
Необходимость обеспечить движение
материальному потоку обусловливается направленностью перемещения финансовых
ресурсов в логистике.
Движение финансовых ресурсов происходит либо
в логистической системе, либо между логистической системой и внешней средой. По
своему составу логистические финансовые потоки неоднородны по ряду признаков
(направлению движения, назначению и т. д.). Необходимость проведения их
подробной классификации обуславливает потребность в формировании более
позитивных методов управления логистическими финансовыми потоками.
В логистике используются определенные
признаки для классификации финансовых потоков: отношение к логистической
системе, направление движения, форма расчета, вид хозяйственных связей.
Финансовые потоки в рамках рассмотрения
определенной логистической системы бывают внешние и внутренние. Вне изучаемой
логистической системы протекает во внешней среде внешний материальный поток,
внутри логистической системы проходит внутренний финансовый поток, который
изменяется при выполнении ряда логистических операций.
Из внешней среды попадает в логистическую
систему входящий финансовый поток, начинает свое движение из рассматриваемой
логистической системы и продолжает существовать во внешней среде выходящий
финансовый поток. Можно поделить на группы в соответствии с назначением
логистические финансовые потоки: финансовые потоки, проходящие в соответствии с
процессом закупки товара, по воспроизводству рабочей силы, связанные с
формированием материальных затрат, инвестиционные финансовые потоки.
Все финансовые потоки в логистике в
зависимости от применяемых форм расчетов можно поделить на две группы: денежные
финансовые потоки, определяющие передвижение наличных финансовых средств, и
информационно-финансовые потоки, которые характеризуются движением безналичных
финансовых средств.
Денежные финансовые потоки разделяются на
потоки наличных по рублевым счетам и по расчетам валютой. В
информационно-финансовых потоках выделяют потоки безналичных финансовых
ресурсов, платежных требований и т. д. Наряду с денежными потоки бывают
информационно-материальными и учетно-финансовыми.
Логистические учетно-финансовые потоки
характеризуют движение финансовых составляющих в рамках названного процесса.
Финансовые потоки по типам производственных
связей различают на продольные и вертикальные. Продольные отображают финансовые
средства между равноправными представителями предпринимательской деятельности,
вертикальные финансовые потоки возникают между дочерними и материнскими
коммерческими организациями.
В каждом конкретном случае нужно
устанавливать свой специфический состав классификационных признаков
логистических финансовых потоков.
Основной задачей финансового обслуживания
товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми
ресурсами в нужных объемах, в определенные сроки и с применением наиболее
оптимальных источников финансирования.
В самом примитивном случае определенному
товарному потоку соответствует финансовый поток.
Многообразие форм и направлений развития
финансового рынка – специфика его работы при условии спокойных рыночных
отношений в России.
Нужно отметить, что эффективное применение
деталей фондового рынка позволяет оптимизировать работу финансовых потоков и
значительно улучшить показатели хозяйственной деятельности.
Проведенный анализ финансового механизма
обслуживания товарных потоков показал, что существование товарного потока обусловлено
наличием логистического финансового потока.
От согласованной с поставщиком и заказчиком
товара формы расчета и от дополнительных условий, прописанных в договоре
купли-продажи, зависит объем, источник возникновения и время начала движения
финансового потока.
Практика использования различных видов
ценных бумаг для оптимизации взаиморасчетов, получившая широкое распространение
в последнее время, привела к усложнению схемы денежного обслуживания товарных
потоков, но с другой стороны – и к повышению эффективности.
В области логистики и финансового
планирования при соблюдении определенных условий и использовании конкретного
механизма финансового обслуживания применение ценных бумаг позволяет экономить
средства при доставке товара.
|